Об истоках raggae

No Doubt Daily online
Rambler's Top100

Говорить о "новой волне" (new wave) невозможно без обращения к "реггей" (reggae), явлению, тесно связанному с движением панков конца 70-х годов и оказавшему заметное влияние на популярную музыку 80-х годов. Музыка "реггей" (иногда можно встретить это слово произносящимся как "регги") зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, став частью национально-освободительного движения, существовавшего там со времен колониализма и рабства. В 30-е годы XX века одной из форм этого движения стало так называемое растафарианство. MarcusGarvey
Десятилетием раньше один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маркус Гарви (1887-1940) выдвинул идею движения "Обратно в Африку", получившего массу последователей и среди черного населения. Опираясь на Библию, Гарви пророчествовал, что негров Ямайки спасет от господства белых великий черный лидер из Африки. И когда в 1930 году эфиопский магнат Рас

RasTafari Тафари (Маконнен) был каранован как император с именем Хайле Селассие, негры, верившие пророчеству Гарви, решили, что оно сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом и Избавителем, а приверженцы его растафарианцами стали называться. Они избегают употреблять мясо, табак, вино и соль, обожествляют Африку как "отцовский дом" и не стригутся, завивая волосы в длинные локоны, которые считаются антеннами в духовный мир. Зато употребление наркотиков у них не считается грехом, и поэтому широко распространено.

Своеобразие музыки ямайских негров объясняется тем, в каких формах развивалось здесь рабовладение и взаимоотношения между плантаторами и черным населением, вывезенным из Африки. В Соединенных Штатах Америки черные рабы в обязательном порядке приобщались к христианству и вместе с ним к европейской культуре, в частности - к музыке. Это и послужило причиной появления таких новых форм, как госпел, спиричуэл или

блюз. По пути в Соединенные Штаты часть рабов высаживалась на островах Вест-Индии, где они и попадали в особые условия. Колонизаторы и рабовладельцы Ямайки, голландцы и британцы, не приобщали негров к христианству, предоставив бывших африканцев самим себе и в культурном и в религиозном смысле. Для ямайских рабов сохранение своих традиций, мистических обрядов, танцев, песнопений и многого другого было главным, если не единственным способом выживания. Благодаря этому на Ямайке до сих пор сохранились некоторые элементы культуры, исчезнувшие в Африке с приходом туда цивилизации. Такому процессу способствовало и то обстоятельство, что рабы, завезенные сюда, были родом из соседствующих регионов Западного побережья Африки, близких по языку и культуре.

Негритянское общество на Ямайке состояло из двух частей. Одна представляла собой военизированную
1, 2, 3, 4 Поговорим о...

Страничка русских поклонников No Doubt


nodoubtdaily@mail.ru

CTP.14/rag/1











Об истоках raggae

независимую общину, располагавшуюся в труднодоступных горных районах острова. Община состояла из тех, кто, рискуя жизнью, бежал от хозяев, обрекая себя на партизанское, но свободное существование. Эти люди называли себя марунами. Они полностью сохраняли африканские традиции, где религиозные нормы и представления, ежедневное поведение, бытовые правила и элементы культуры были слиты в единое целое. Маруны владели тайнами целительства, они пользовались во время специальных обрядов особой магической силой. Маг и целитель был центральной фигурой в марунской культуре, называвшейся Майал (Myal). Другой частью сообщества были рабы, жившие под строгим надзором плантаторов. Опасаясь неповиновения или восстаний, рабовладельцы по возможности пресекали все проявления религиозно-мистических основ африканской культуры, кроме танцев и пения, которые в результате этого приобрели особое, культовое значение. Выражаемое таким способом верование рабов имело название

"Кумина" (Kumina). Культ Майал был основой религиозного и политического андеграунда в среде рабов, поддерживая существование культа кумины. Таким образом, на основе идеологии Майал-Кумина на Ямайке развивалась своеобразная музыкальная культура. После отмены рабства в 1833 году началось движение за возрождение Ямайки. Баптистская и ортодоксальная церковь поддержали его, часть негров приняла христианство, образовались две афро-христианские секты в движении Возрождения, - Пуккумина и Зион Ривайвл. Это повлияло и на характер самой культовой музыки. К ХХ веку популярная танцевальная музыка на Ямайке дошла до нас в виде двух народных танцев - менто и калипсо, которые и помогали объединяться участниках растафарианского движения, сокращенно называющим себя "раста". В 50-е годы ямайская музыка начинает терять свою самобытность, все больше попадая под влияние внешних по отношению к ней форм популярной музыки, и, в первую очередь, американского ритм-энд-блюза. Этому способствовало то, что на

Ямайке можно было принимать передачи некоторых негритянских радиостанций, расположенных на южном побережье США, особенно в районе Нового Орлеана. Кроме того, ямайские жители, учившиеся или работавшие в США, по возвращении домой привозили пластинки и рассказывали о новых веяниях в музыке американских негров.

Так в попытках самостоятельно освоить ритм-энд-блюз, но не отходя от традиционной музыки, возникло направление, явившееся первым предшественником реггей и получившее название "ска" (Ska).
Предположительно, слово Ska произошло от известного в джазе Scat, означающего ритмичное произнесение бессмысленных слогов, сочиняемых на ходу певцом. "Ска" развилось как результат слушания ямайскими музыкантами радиостанций из Майами, передававших ритм-энд-блюз. Характерной особенностью "ска" было преобладание в оркестровке духовых инструментов, исполнявших
1, 2, 3, 4 Поговорим о...

Страничка русских поклонников No Doubt


nodoubtdaily@mail.ru

CTP.14/rag/2







Об истоках raggae

специфические "риффы", повторяющийся ратмический аккомпанемент. Эта тенденция пришла из вестерн-свинга и новоорлеанского джаза тех лет. В ритмическом отношении ска отличался от ритм-энд-блюза большей изощренностью за счет пропускания сильных долей такта и выделения слабых в соответствии с характером национальной музыки. Первыми представителями ска на Ямайке были Байрон Ли, Лаурэль Эйтикен и Принс Бастер. Странствующие диск-жокеи Байрон Ли и Кокстон Додд одновременно с проигрыванием пластинок делали и записи различных известных исполнителей. В Англии пластинки с такой музыкой появились под наименованием "блюбит" (Bluebeat) - по названию одной из фирм, BlueFlames выпускающих записи подобного рода. Одним из пионеров раннего британского блюбита был Джорджи Фэйм с его группой "Blue Flames", исполнявшей эту музыку в самом начале 60-х.

Другой, несколько более поздней формой реггей было направление

"рокстэди" (Rock Steady), в некоторыхслучаях именуемое "руб-а-даб" (Rub-a-Dub). Если музыка ска ближе к обычному ритм-энд-блюзу, то рок-стэди - это продукт освоения музыки соул. Одним из первых этот термин предложил на своей пластинке в 1966 голу Элтон Эллис. В середине 60-х годов музыканты ска-групп все чаще начинают применять электрогитары и бас-гитары, роль духовых ослабляется, постепенно они либо совсем исчезают из оркестровки, либо отходят на задний план. Именно эти изменения и характеризуют переход ска в реггей.

Происхождение термина "реггей" объясняют по-разному. Одни, например, связывают его с английскими словами "рэггид" и "ритм". Рэггид-ритм (Ragged Rhythm) - рваный, истрепанный ритм. Другие соединяют с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне (столица Ямайки) - стреггей (Streggae). И, наконец, "регга" (Regga) - негритянское племя в Танганьике, говорящее на языке банту. В музыкальном обиходе слово реггей впервые появилось в 1968 году, в связи с группой

"Mytals", диск которой так и назывался: "Do The Reggae". Но ключевой фигурой в истории музыки реггей является Роберт Неста Марли, известный как Боб Марли. BobMarley Сын простой ямайской женщины и заезжего английского офицера, он с детства мечтал стать певцом и довольно рано начал сочинять песни в духе спиричуэлс. В 1963 году Марли организовал свою первую группу Wailers. В нее вошли двое его друзей - Нэвилл О'Райли Ливингстон, взявший псевдоним Банни Уэйлер, и Хьюберт Макинтош, известный впоследствии под именем Питер Тош. Со второй половины 70-х оба эти музыканта, отделившись от Боба Марли, стали самостоятельно разрабатывать реггей. С момента возникновения и до начала 70-х годов группа Wailers последовательно меняла свой стиль от ска и рок-стэди к реггей. Боб Марли примкнул к движению растафарианцев, одновременно он связал свою активность с фирмой грамзаписи "Island", организованной белым уроженцем
1, 2, 3, 4 Поговорим о...

Страничка русских поклонников No Doubt


nodoubtdaily@mail.ru

CTP.14/rag/3







Об истоках raggae

Ямайки Крисом Блэкуэллом, способствовавшей широкому распростанению музыки реггей. После выступлений в 1975 году в Лос-Анджелесе, Боб Марли был окончательно признан критиками "королем реггей". Он завоевал себе авторитет не толь как легендарный борец за справедливость, но и как композитор. В списках лучших авторов песен конца 70-х годов, публикуемых популярными журналами, например, "Rolling Stone", его имя находилось радом с именами выдающихся представителей негритянской музыки - Стиви Уандером и Смоуки Робинсоном. Стиви Уандер, вдохновленный музыкой реггей, нередко вставлял элементы присущих ей фактур в оркестровки своих песен ("Boogie On Raggae Woman").

Общественная музыкальная деятельность Боба Марли имела особое значение для наций стран третьего мира, гораздо большее, чем для черного населения США, находившегося под влиянием музыки соул и фанк. Более того, исследователи отмечают, что в 70-е годы белые

американские радиостанции отдавали большее предпочтение трансляции музыки реггей, чем негритянские. Specials

Синтезу реггей и рок-музыки, именовавшемуся "реггей-рок", предшествовало появление записей ряда английских групп, комбинировавших простую и дилетантскую панк-музыку с ранними формами реггей - ска и рокстеди. Это кратковременное явление получило обозначение "ту-тоун-бит", по названию небольшой независимой фирмы грамзаписи "Ту-тоун". Ее создал руководитель группы в стиле ска "Specials" Джерри Дэммерс первоначально лишь для реализации музыки своего коллектива. Этот ансамбль, возникший в 1977 году в Ковентри, встал на ноги после сотрудничества с Clash в гастрольном турне, где выступал в качестве так называемой "саппортинг"-группы (т.е. на разогреве). Название "Ту-тоун" (Two-tone - твухтоновая, двухцветная) подчеркивает принцип сотрудничества белых и черных музыкантов в реггей. Действительно, многие английские ска- и реггей-группы и сами

"Specials", имели смешанный состав. Помимо "Specials", Джерри Дэммерс стал записывать такие ансамбли, как Selecter, Beat, Bodysear-chers и Madness. Их песни были ориентированы во многом на социальную молодежную тематику, на проблемы жизни аутсайдеров в каменных джунглях, безработицу среди молодежи, расизм, нетерпимость взрослых, социальную несправедливость. Madness

Лондонская группа Madness, ставшая наиболее популярной из них в 80-е годы, заложила основы эстетики новой волны с ее черным юмором абсурда, клоунадой, трагикомическим городским фольклором. Используя ска в смеси с пародиями на джаз, ритм-энд-блюз и самые неожиданные формы поп-музыки, а также особый жаргон в текстах песен, Madness создала музыкальный образ современного "кокни", жителя лондонского Ист-Сайда. В чем-то они продолжили дело великого Чарли Чаплина, построившего свой незабываемый имидж на повадках "кокни" его времен.
Литература: Козлов А.: Рок: истоки и развитие. - Москва: Мега-Сервис, 1998. - 192 с.
1, 2, 3, 4 Поговорим о...

Страничка русских поклонников No Doubt


nodoubtdaily@mail.ru

CTP.14/rag/4
Hosted by uCoz